WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


Pages:     | 1 |   ...   | 13 | 14 || 16 | 17 |   ...   | 21 |

Любопытно отметить, что при обсуждении ныне действующего аудиовизуального закона сто с лишним его статей потребовали в сенате 196 часов дискуссии. Был установлен рекорд и по числу поправок – 1800. Как бы то ни было, на основе принятого закона в январе 1989 года начал действовать Высший аудиовизуальный совет. В его составе девять членов, из которых три назначаются президентом и по три – председателями обеих палат парламента из числа видных деятелей вещания, культуры и академических кругов. Совет распределяет радио, телевизионные и спутниковые частоты и лицензирует кабельные каналы; назначает руководителей государственных теле и радиокомпаний (на три года – по контракту), а также Национального института архивов и спутникового агентства ТДФ – совместно с парламентом, правительством и постоянным персоналом компаний; определяет условия работы с частными вещательными компаниями; следит за беспристрастностью вещания в период выборов, а также за соблюдением квот на импортную продукцию в целом и показом на экране насилия и секса в частности; наказывает нарушителей закона путем штрафов или временного прекращения передач. Одна из задач совета – не допускать злоупотребления телевидением как инструментом личной власти или коммерческих интересов.

На примере Франции можно наблюдать, как историческое развитие меняет концепцию государственного вещания. Сначала идея государственного ТВ кажется убедительной и необходимой. Но постепенно французское правительство вынуждено уменьшать влияние на телевидение (как, впрочем, и на радио) и делиться своими правами на эфир с парламентом. В конечном итоге вещание получает независимость и становится общественным. Государственное (или зависимое от государства) радио и телевидение утрачивает доверие публики, и это тем заметнее, чем больше у аудитории альтернативных источников информации. В условиях конкуренции государственные телеслужбы предпочитают отказаться от роли правительственного рупора и действовать независимо, руководствуясь интересами общества. Разработав правовые условия деятельности общественного вещания, власть дистанцируется от выбора его руководителей, содержания конкретных передач и распределения финансовых средств. Этот подход повышает роль профессионалов: если в государственном ТВ ценятся партийная принадлежность и лояльность властям предержащим, то в общественном – прежде всего талант, объективность, профессионализм. Интересно отметить, что, хотя идеальная модель общественного вещания в лице Бибиси существует давно, изза различий в политической культуре этих двух стран Франция лишь сегодня приближается к тому, что десятилетия назад утвердилось по другую сторону ЛаМанша.

Для защиты национального телепроизводства Франция придерживается откровенно протекционистской политики в отношении импорта. Аудиовизуальный совет следит за содержанием вещания, с тем, чтобы программы, сделанные на французском языке, занимали не менее 40 процентов эфира. Всего же европейским передачам должно принадлежать не менее 60 процентов времени, причем это предпочтение распространяется не только на страны ЕЭС, но и на Восточную Европу, включая Россию. Согласно ныне действующим правилам, вещательные каналы обязаны минимум 15 процентов своих поступлений вкладывать в производство оригинальной телепродукции и еще минимум 3 процента – в производство французских фильмов. Кроме того, с этой целью по сложной схеме перераспределения в вещание направляется часть налога на рекламу. Телевизионные компании своими силами снимают только новости, общественнополитические и некоторые эстрадноразвлекательные передачи. В 80е годы были приняты меры для стимулирования независимого телепроизводства, и уже к 1990му треть художественнодраматических передач создавалась независимыми студиями по контракту с телекомпаниями. Сначала вещательные компании заказывали передачи независимым производителям, только подчиняясь требованиям закона, так как опасались больших расходов на сериалы и связанного с ними риска. Они приобретали передачи, а потом решали, когда их выпустить в эфир. Сегодня сериалы заказываются под конкретное место в программе передач. Положение независимых студий становится лучше и благодаря появлению вторичного рынка для их продукции – зарубежного и кабельноспутникового вещания.



В 1989 году в число государственных телепрограмм вошла еще одна – Седьмая, или «Ла сет» (название образуют начальные буквы организации, взявшейся за создание канала, – «Сосьете д'эдисьон де программ де телевизьон»). Эта «европейская культурная сеть» долго ждала своего места на спутниковом ретрансляторе и была обречена на незначительную аудиторию изза узкой трансляционной базы, а также изза содержания. Ее смотрит лишь несколько процентов аудитории, однако лучшие передачи «Ла сет» идут по двум другим государственным каналам. В 1992 году освободившиеся после краха Пятой программы частоты были отданы новому культурнопросветительному каналу «Артэ», владельцами которого выступают «Ла сет» и немецкие компании АРД и ЦДФ. Канал «Артэ» финансируется из бюджетов этих организаций и за счет государственных ассигнований. Его программы выходят из Страсбурга с 17.00 до полуночи на французском и немецком языках. Это культурные и образовательные передачи, кинофильмы, спектакли, концерты для «утонченного зрителя». Канал мыслится как общеевропейский, но пока охватывает две страны и часть Восточной Европы, для чего используется спутник. С 1995 года днем на ее частотах идут всевозможные передачи и циклы, преследующие цель повысить квалификацию врачей, учителей и т. д. Необходимо добавить, что с 1992 года телепрограммы А2 и ФР3 именуются поновому – «Франс2» и «Франс3».

Кабельноспутниковое ТВ Кабельное ТВ было обещано Франции в начале 70х президентом Жоржем Помпиду, но сменивший его Жискар д'Эстен запретил такое вещание по причине «избытка информации». В 1982 году правительство опубликовало амбициозный «Планкабель», согласно которому к 2000 году каждую французскую семью предполагалось подключить к общенациональной волоконнооптической сети. План провалился: и по причине появления новых эфирных каналов, и по причине своей дороговизны. Финансированием строительства и эксплуатацией крупных кабельных систем занимается компания «Франс телеком», а выпуском передач – частные компании, с которых «Телеком» взимает почти половину абонентной платы.

В начале 90х во Франции кабельными сетями пользовались только 0,5 млн. семей. Темпы прироста составляли 18 тысяч семей в месяц, и, как указывали специалисты, Франции понадобится еще полвека, чтобы достичь хотя бы 50процентного охвата аудитории. Для оживления кабельного ТВ правительство передало под контроль «Каналаплюс» несколько специализированных кабельных программ: документальноинформационную «Планет», «Канал Ж» для детей от 2 до 14 лет, «Канал Джимми» («ностальгический» – для развлекательных повторов), «ТВспорт». Вещание «Планет» состоит из документальных лент (старых и новых), архивных фильмов, научнопопулярных и видовых передач, фильмов о путешествиях. Это аналог американского «канала нехудожественных развлечений» «Дискавери», но в нем больше общественнополитических и информационных материалов. Примерно четверть передач «Планет» – импортные. Кроме четырех перечисленных, во Франции есть еще два относительно крупных кабельных тематических канала – «Пари премьер» и «Сине сине».

В Париже из 18 кабельных каналов примерно половина отдана под иностранные программы – Всемирной службы Бибиси, Эмтиви, «Скай оан», испанской РТВЭ. Французское кабельное ТВ пока убыточно и вынуждено обращаться к дотациям из казны. Столичная компания, занимающаяся прокладкой и эксплуатацией кабельных сетей, на треть принадлежит муниципалитету.

В целом же Франция отстает от лидеров европейского кабельного ТВ – Бельгии и Голландии – на пару десятилетий, хотя положение в ней лучше, чем в ряде других стран, например в Италии, где кабельного ТВ вообще нет.

В области спутникового ТВ достижения более впечатляющи. Французские ученые и бизнесмены активно участвовали в ряде европейских спутниковых проектов. Страна имеет свой космодром во Французской Гвинее (Южная Америка) и выводит на орбиту всевозможные спутники, в том числе коммуникационные, для собственных нужд и для других государств.

В 1984 году Париж сформировал межгосударственную франкоязычную спутниковую программу ТВ5. Такое название она получила вследствие того, что ее владельцами стали три французские компании (ТФ1, А2 и ФР3), а также государственные телеслужбы Бельгии и Швейцарии. Позднее к консорциуму присоединилась Канада, и программа стала выходить в трех вариантах: «ТВ5 Европа», «ТВ5 Квебек» и «ТВ5 Африка» (для 14 франкоговорящих стран континента). Канал считает своей целью популяризацию французского языка и знакомство международной телеаудитории с культурой и образом жизни франкоязычных стран. Его передачи делятся на «легкие» – для начинающих изучать французский, «промежуточные» и «нормальные» – для тех, кто владеет языком свободно. Соответственно меняется темп речи, лексика, а в случае необходимости передачи снабжаются субтитрами. Дважды в день выходят уроки французского языка, по воскресеньям демонстрируется игра со словарем и т. д. Наибольшую аудиторию ТВ5 собирает в Англии и Скандинавии, где университеты и школы используют ее сюжеты для улучшения лингвистических знаний студентов и школьников.





Наряду с ТВ5 начиная с весны 1989 года функционирует спутниковый «Канал Франс интернасьональ» – телеэквивалент официального французского радиовещания на зарубежные страны. Он финансируется из государственного бюджета и координирует свою работу с министерством иностранных дел и министерством по делам содружества. Кроме оперативной информации канал предлагает кинофильмы, развлекательные, спортивные и культурнопросветительные передачи. К 1990 году приемное оборудование для передач КФИ было установлено в 24 странах, преимущественно африканских, которые ретранслируют его целыми блоками.

С марта 1993 года Париж – место пребывания редакции круглосуточного канала «Евроспорт», владельцами которого стали первая программа французского ТВ, «Каналплюс», Европейский союз радиовещания и крупнейшая американская спортивная кабельноспутниковая сеть Иэспиэн.

В том же 1993 году начал вещание мультилингвистический канал общеевропейской ориентации «Евроновости» со штабквартирой в Лионе. Его официальный владелец – Европейский союз радиовещания, канал содержит материалы, поставляемые странами–членами союза, и финансируется ими. Новости и другие информационные программы идут на английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках, планируются русский и арабские звуковые каналы. Особенностью здесь является отсутствие дикторов и ведущих, что связано с необходимостью давать разный аудиоряд при общем видеоряде. «Евроновости» конкурируют с американским каналом оперативной информации Сиэнэн и Всемирной телеслужбой Бибиси.

Современный этап В 90х годах государственное ТВ Франции находилось в полукризисном состоянии.

Абонентная плата, составлявшая в 1986м, перед приватизацией ТФ1, 541 франк за цветной приемник, к 2000 году поднялась до 751 франка. Однако собираемых средств постоянно не хватало, и руководство «Франс телевизьон», включающей в себя каналы «Франс2» и «Франс3», непрерывно расширяло продажу эфирного времени под рекламу. К концу десятилетия реклама стала покрывать половину бюджета государственного ТВ. Впрочем, и этих денег все равно оказывалось недостаточно, чтобы создавать столь же яркие и разнообразные зрелища, как на частном ТФ1. Государственному сектору, постоянно пребывающему в состоянии организационного хаоса, пришлось пережить несколько забастовок: операторы требовали равного с журналистами статуса в освещении новостей, сотрудники «Франс3» настаивали на повышении их зарплаты до уровня «Франс2». В целях экономии были пересмотрены контракты с высокооплачиваемыми ведущими токшоу (по совместительству продюсерами собственных передач), но это привело лишь к закрытию ряда популярных рубрик и созданию ненужных бюрократических должностей. Руководители «Франс2» обещали поднять рейтинг своих передач, обновить новости, выработать индивидуальный стиль канала – но смогли предложить лишь бледные копии боевиков ТФ1. Не удивительно, что самые радикальные критики государственного вещания требовали попросту приватизировать второй канал.

В несколько лучшем положении оказалась третья программа, питаемая французской провинцией. Она выпускала интересные региональные новости «19/20», увеличила объем документалистики и вписалась в изменившийся телевизионный ландшафт, найдя в нем свою нишу.

Pages:     | 1 |   ...   | 13 | 14 || 16 | 17 |   ...   | 21 |










© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.